Государственный надзор при строительстве

В силу ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе - отдельно стоящие объекты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности; объекты такой же этажности и площади, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон. 


Согласно ч. 3, ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные строительные работы самостоятельно или с привлечением других лиц. При этом оно должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 N Ф04-5445/2016

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации. К компетенции инспекции не отнесена проверка соответствия разделов проектной документации, на которую имеется заключение экспертизы, требованиям законодательства.

Орган государственного строительного надзора, реализуя предоставленные ему полномочия, в силу ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ вправе выдать лицу, осуществляющему строительство, обязательное для исполнения предписание, в котором указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены.
 На момент проведения проверок инспекции спорный объект, собственником которого являлся предприниматель, представлял собой незаконченное строительством здание. Не усмотрев на устранение каких нарушений направлено содержащееся в предписании требование о предоставлении документов при неподтверждении факта осуществления (окончания) строительных работ, суд пришел к выводу о недоказанности события вмененного предпринимателю правонарушения, поскольку обоснованность выданного предписания инспекцией не подтверждена.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.04.2016 N Ф03-1285/2016

Действующее законодательство (в том числе статья 726 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации) не содержит норм, возлагающих на подрядчика обязанность передать заказчику исполнительную документацию и определяющих состав подлежащей передаче исполнительной документации. 
В случае установления в договоре подряда обязанности подрядчика по передаче исполнительной документации стороны должны согласовать условия о составе исполнительной документации, подлежащей передаче подрядчиком, позволяющие определить перечень такой документации.

Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер и не относится к правовым актам, обязательным для исполнения. Конечное решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства принимается органом местного самоуправления, которое может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний.