Красные линии

Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен ст. 24 ГрК РФ, предусматривающей обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии с п. 11 ст. 1 ГрК РФ и сославшегося на п. п. 4.1 - 4.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (утв. Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30), проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий.

Красные линии устанавливаются в целях обозначения границ территорий общего пользования, как существующих, так и планируемых, поэтому прохождение красных линий по земельным участкам, находящимся в частной собственности, с учетом перспективного развития территории не может расцениваться как нарушение ч. 12 ст. 85 ЗК РФ.

Перечень территорий общего пользования не является закрытым. Земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.

Нормами действующего законодательства не предусмотрено обязательное совместное обращение всех застройщиков в уполномоченный орган с заявлением о продлении разрешения на строительство.

Обращение в компетентный орган за выдачей разрешения на ввод самовольно возведенного объекта в эксплуатацию в отсутствие своевременно полученного разрешения на строительство (реконструкцию) не могло свидетельствовать о соблюдении истцом императивных правил, установленных ГрК РФ в части получения разрешения на строительство.

Одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является правоустанавливающий документ на земельный участок.

До начала работ по строительству объекта заинтересованное лицо должно не только располагать всей необходимой для этого документацией, но и обязано представлять соответствующие документы органу государственного строительного надзора по его требованию, в т.ч. разрешение на строительство. Разрешение на строительство дает право осуществлять строительство именно конкретного объекта и только по тем характеристикам, которые в нем указаны. Осуществление строительства по иным проектным характеристикам, чем указано в разрешении, свидетельствует о строительстве другого объекта, на строительство которого разрешение не выдавалось.

О надлежащем характере мер, предпринятых лицом, создавшим самовольную постройку, может свидетельствовать своевременное обращение в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случае если истец не предпринимал никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала строительства (реконструкции) спорного объекта, так и во время проведения работ, удовлетворение иска о признании права собственности на данное самовольное строение не соответствует положениям статьи 222 Гражданского кодекса РФ и статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.