Перечень оснований для отказа в согласовании переустройства

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.01.2016 N Ф04-29189/2015 
Осуществленная обществом перепланировка помещений не соответствовала согласованному проекту, помещения, правовой статус которых не изменился, использовались не по назначению, письменное обращение о необходимости приведения помещений в прежнее состояние было оставлено обществом без удовлетворения, поскольку иск органа местного самоуправления, поданный на основании ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, может быть удовлетворен судом только при наличии оснований прекращения права собственности, установленных гражданским законодательством. 
В спорном случае орган местного самоуправления не доказал наличие предусмотренных в ст. 293 ГК РФ оснований прекращения права собственности общества на жилые помещения, хотя ему предлагалось представить доказательства того, что состояние помещения после его перепланировки (переустройства) нарушало права и интересы других лиц, создавало угрозу жизни и здоровью граждан.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2015 N Ф05-15850/2014 
По мнению суда, суды двух инстанций правомерно удовлетворили требование общества о признании незаконным решения государственной жилищной инспекции города федерального значения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме, поскольку в обоснование отказа инспекция ссылалась на то, что все представленные обществом проектные и согласовательные документы являлись недействительными в связи с истечением срока действия, а также недействительными были заверенные копии опросных листов голосования собственников. 
При этом перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен в п. 1 ст. 27 ЖК РФ. Согласно названной норме к таким основаниям отнесены: непредставление определенных в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов, представление документов в ненадлежащий орган, несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. 
Указанное инспекцией обоснование отказа не входит в исчерпывающий перечень, содержащийся в ст. 27 ЖК РФ. Кроме того, срок действия проектных и согласовательных документов, а также копий опросных листов голосования собственников законодательно не регламентирован. На момент подачи документов в инспекцию каких-либо несоответствий проекта переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения требованиям законодательства установлено не было.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2014 по делу N А29-4836/2013
На основании ч. 3, 4 ст. 29 ЖК РФ суд пришел к выводу, что суды двух инстанций правомерно удовлетворили иск администрации муниципального образования к обществу - собственнику квартиры в многоквартирном доме о приведении жилого помещения в прежнее состояние и отказали в удовлетворении встречного иска общества к администрации о сохранении квартиры в перепланированном состоянии, поскольку, осуществив в нарушение ч. 1, 2, 2.1, 4 ст. 26 ЖК РФ перепланировку до обращения за разрешением в уполномоченный орган, общество утратило возможность согласования перепланировки в административном порядке и произведенная перепланировка не соответствовала действующему законодательству. 
Кроме того, отсутствовали доказательства представления обществом документов, подтверждавших согласие собственников помещений в многоквартирном доме (общего собрания) на проведение работ по реконструкции здания, а также на использование общего имущества, в частности при организации отдельного входа в помещение, тогда как перепланировка лоджий, относившихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, была возможна только с согласия всех собственников.