Порядок оплаты коммунальных услуг

При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями оплачивать поставленные коммунальные ресурсы. 
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед управляющей организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Если согласно типовым договорам социального найма спорных жилых помещений, заключенных администрацией (наймодателем) с гражданами (нанимателями), наймодатель обязан обеспечивать предоставление нанимателям коммунальных услуг надлежащего качества, то администрация возложила на себя обязанности исполнителя коммунальных услуг, который в силу своего статуса участвует во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями
Уплата пеней за нарушение предусмотренного законом срока внесения коммунальной платы обусловлена своевременным информированием плательщиков о размере предстоящих платежей получателями этой платы путем предоставления последними платежных документов.
По смыслу статьи 155 ЖК РФ у собственника помещения в многоквартирном доме, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. 
Участие каждого из сособственников в расходах по содержанию имущества, находящегося в общей долевой собственности, в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
В статье 155 ЖК РФ перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям. Эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с соответствующим решением общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья. Иные основания получения ресурсоснабжающей организацией платы от граждан жилищным законодательством не предусмотрены.
Ч. 6 статьи 155 ЖК РФ не является нормой императивного характера и не содержит в себе прямого указания на обязанность собственников помещений заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
При этом незаключение собственниками помещений в многоквартирных жилых домах договоров с управляющей организацией не освобождает их от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством либо решениями общего собрания собственников помещений.
Из смысла статей 155, 154 ЖК РФ следует, что собственники помещений обязаны нести расходы, связанные с содержанием и ремонтом многоквартирного дома, а общее собрание членов товарищества собственников жилья, являясь высшим органом управления товарищества, уполномочено устанавливать размеры обязательных платежей и взносов членов товарищества. Обязанность доказать вынужденность и обязательность начисленных услуг возлагается на товарищество собственников жилья.
ЖК РФ не содержит непосредственного определения понятия коммунальной квартиры, по смыслу положений части 1 статьи 59 ЖК РФ под коммунальной квартирой понимается квартира, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, которые обладают самостоятельными правами в отношении занимаемых ими комнат.
Из смысла ч. 1.1 статьи 20 ЖК РФ осуществление муниципального жилищного контроля возможно только в отношении муниципального жилищного фонда.