ВС РФ – о перепланировке жилого помещения

В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений об отказе в согласовании планируемой перепланировки квартиры в части ванной комнаты, кухни и коридор, мотивируя свои требования тем, что они  приняты по основаниям, не предусмотренным статьей 27 ЖК РФ, поскольку данная норма не содержит такого основания для отказа в согласовании планируемой перепланировки - «в связи с наличием ранее выполненной перепланировки, не связанной с планируемой»
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не регламентирована процедура получения согласования органа местного самоуправления на фактически проведенную перепланировку жилого помещения, которая была осуществлена задолго до обращения истца с заявлением о получении разрешения на проведение перепланировки жилого помещения.
Судебная коллегия считает данные выводы неправильными ввиду следующего.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. 
Из положений части 2 статьи 26 ЖК РФ следует, что для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения представляет в орган, осуществляющий согласование, заявление о переустройстве и (или) перепланировке с необходимыми документами. В части 4 статьи 26 ЖК РФ указано, что решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов. 
Таким образом, из приведенных положений статьи 26 ЖК РФ следует, что по результатам рассмотрения заявления о согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения органом местного самоуправления должно быть принято одно из двух решений: о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения. 
Согласно части 2 статьи 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 этой статьи. Часть 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть
отказано в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, который не подлежит расширительному толкованию. 
Из содержания оспариваемых решений Управления следует, что по существу они являются отказом в согласовании перепланировки квартиры. В соответствии с частью 4 статьи 180 КАС РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства.
 Вместе с тем судом первой инстанции в решении не дана оценка основаниям отказа, не учтено, что административный истец обратилась за перепланировкой только части квартиры; не выяснено, является ли данная перепланировка планируемой или фактически осуществленной, связана ли она с имеющейся перепланировкой, в узаконении которой решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 14 октября 2016 г. отказано. Однако данные обстоятельства являются юридически значимыми для разрешения заявленных требований.Указанные нарушения норм процессуального права привели к принятию незаконного и необоснованного решения.

Определение Верховного суда РФ № 18-КГ17-281